СЕ́ВЕРНЫЙ МОДЕ́РН - направление арх. кон. 19 - нач. 20 в., распр. в Скандинавии и прибалт. обл. Российской имп. (Финляндия, Лифляндия, Эстляндия), очень характерно для Петербурга. Ведущими мастерами С. М. в Петербурге были Ф. Лидваль, А. Бубырь, Н. Васильев; дань этому направлению отдали мн. столичные мастера.
Здания С. М. часто являются акцентными в гор. среде. Угловые здания всегда асимметричны, что вообще характерно для С. М., одухотворенного реминисценциями крепостного зодчества. Поэтому так часто встречаются романтические башни и башнеобразные эркеры со шлемовидными завершениями. Кровли и откосы покрывают черепицей. Фасады зданий часто отделаны "шубой" из грубо околотого камня, чаще серого гранита. Порталы часто оформляются как входы в каменные пещеры. Грубой "шубой" накладывается и штукатурка. Отделка фасадов, лестниц, печей часто дополняется керамикой скупых тонов. Окна часто суживаются, остекляются толстым хрусталем или рифленым стеклом. Витражи и подцвеченное стекло придают интерьеру таинственность. В декоре - изображения диких лесных растений, животных и насекомых, пейзажи Рус. Севера, таежные чащи.
Характ. примерами С. М. в С.-Петербурге являются: дом страхового об-ва "Россия" (арх. П. Гимпель, худ. рук. Н. Рерих) с замечат. лестницей, фриз которой демонстрирует все разнообразие рус. природы; дом семьи Лидваль; доходные дома, построенные А. Бубырем; дачи на Каменном о-ве, детские и парад. кабинет Николая II в Александровском дворце, созданные Р. Мельцером. Почти целиком в стиле С. М. создан г. Выборг.
Арх. С. М. созвучны живопись Н. Рериха, К. Коровина, раннего К. Петрова-Водкина. Подобные мотивы мы слышим у П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова; встречаем в поэзии А. Блока и К. Бальмонта. К С. М. очень близко подходит арх. неорусских построек: Ярославский вокзал (Ф. Шехтель, Москва), ц. Св. Духа в Талашкине (С. Малютин, В. Суслов), Федоровский городок (С. Кричинский, Царское Село), Марфо-Мариинская обитель (А. Щусев).